Заказчик прислал претензию о недостатках после подписания акта. Законно ли это?
В большинстве случаев претензия о недостатках после подписания акта незаконна, если в законе или договоре не указан дополнительный срок для выявления недостатков, но это работает на всегда
Например, в одном из последних дел, заказчик поручил исполнителю нанести художественную пленку на автомобиль. Спустя некоторое время после приемки, владелец транспортного средства предъявил иск к исполнителю о взыскании уплаченных денежных средств в связи с некачественно выполненной работой.
В обосновании требований сослался на то, что пленка имеет множественные отслоения, вздутия и наличие мусора под защитным покрытием, появились зазоры и люфт в элементах кузовка как следствие некачественной сборки.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2020 года по делу №А40-19305/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Из мотивировочной части решения суда следует, что исходя из представленного в дело заключения, указанные в нем недостатки установлены путем простого осмотра автомобиля, т.е. не являются скрытыми и могли быть установлены при обычном способе приемки.
Таким образом, в силу п. 3 ст. 720 ГК РФ, собственник автомобиля, в чьих интересах был заключен договор, принявший работу без проверки, не вправе ссылаться на недостатки работы, даже, если таковые в действительности имеются.
При этом заказчику необходимо доказать, что спорные недостатки не могли быть выявлены в ходе приемки либо требовалось применить специальные познания или технические средства, которыми заказчик не располагал.
Кроме того, информирование об обнаружении скрытых недостатков также следует извещать подрядчика в сроки, указанные в договоре.
Суть спора заключалась в том, что подрядчик изготовил металлическую опору с дефектами. Акт был подписан без замечаний, однако, позднее, по мнению заказчика, были выявлены скрытые недостатки.
Договором был предусмотрено условие, что в случае обнаружения скрытых недостатков, заказчик обязан известить об этом подрядчика в письменной форме не позднее следующего дня, следующего за днем их обнаружения.
Однако и это не было сделано, что послужило основанием для отказа в исковых требованиях
Аналогичное правило действует и при гарантийных обязательствах. Заказчик обязан доказать, что выявленные недостатки относятся к некачественно выполненной работе подрядчика, а не носят эксплуатационный характер.
Претензий не имею в окончательном акте
Кроме того, в подписанном акте часто встречается фраза о том, что стороны не имеют к друг другу претензий. Подробнее о такой формулировке я рассказывал в отдельной статье на сайте