При отказе от поставленного товара, покупатель обязан принять его на хранение и нести ответственность за него только до определенной даты
Как следует из материалов дела №А19-4625/2015, между истцом и ответчиком был заключен договор поставки, во исполнение данного договора, одна сторона осуществило поставку товаров, предусмотренных спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора поставки.
Товар был принят ответчиком, однако по результатам приемки, покупателем были обнаружены неустранимые недоставки.
Ответчик направил продавцу претензию, в который уведомил поставщика об отказе от исполнения договора поставки в части поставки некачественного товара и предложил истцу в указанный срок забрать товар, а также возместить убытки, которые он понес вследствие необходимости приобретения товара у сторонней организации.
В указанный срок, продавец товар не забирал в течении полутора лет, при этом имущество, согласно акту, было утрачено.
Истец (поставщик) подал иск в Арбитражный суд, в котором просил признать незаконным действия покупателя и возместить стоимость утраченного товара, но суды не согласились с его доводами.
Судами первой и апелляционной инстанций дана соответствующая квалификация правоотношениям сторон, поскольку в случае отказа покупателя от поставленного товара между ним и поставщиком возникают правоотношения по ответственному хранению (статья 514 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которым применяются положения главы 47 названного Кодекса.
Поскольку истец не забрал товар у ответчика в срок, указанный в претензии, то последний мог отвечать за его утрату лишь в случае доказанности умысла или грубой неосторожности с его стороны (пункт 2 статьи 901 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответствующие доказательства суду не представлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске о взыскании с ответчика убытков, причиненных утратой имущества, принятого покупателем на ответственное хранение.