8-921-903-17-16



Госдума в первом чтении приняла закон о регулировании массовых мероприятий


17 декабря 2015 16:26

Государственная дума, 15 декабря 2015 года, в первом чтении приняла законопроект № 942424-6 «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации». Инициаторов беспокоит тот факт, что сфера деятельности никак не регулируется, а также отсутствие контроля за качеством оказанных услуг.

Предисловие

В своей пояснительной записке к законопроекту, депутаты указывают, что весной 2015 года в регионах Российской Федерации по разным причинам были отменены не менее 2000 концертных мероприятий. В связи с этим, заказчики и концертные площадки сталкиваются с проблемой по изысканию средств для возврата денег покупателям, ведь часть средств уже было потрачено на рекламу, организацию и оплату аренды помещения.
Неясным остается тот факт, что и без вышеуказанного закона организатор имеет право на обращение в суд не только по взысканию ущерба, но и упущенной выгоды.

Депутаты поясняют, что пока эти явления не массовые, но ситуация может вызвать лавинообразную ситуацию, что приведет росту круговых неоплат и «параличу отрасли».

«Ситуацию усугубляют случаи появления в отрасли непрофессиональных организаций и индивидуальных предпринимателей, пришедших из других отраслей с целью «легкой наживы».

Вторым аспектом, которые подтолкнули к внесению законопроекта – обеспечение безопасности, в том числе по линии «антитеррор». Далее идет упоминание трагических событий, произошедших в 2009 году в кафе «Хромая Лошадь» и ответственности, которые могут ожидать нарушителей (в данном случае, имущественной).
Стоит отметить, что на сегодняшний день, идет обзор исходного текста законопроекта.

На 15 декабря 2015 года к законопроекту есть 8 дополнительных документов от разных депутатов, с предложенными изменениями ко второму чтению. К сожалению, пока их текст не опубликован в открытом доступе.

На кого закон не распространяется

Законодатель предусмотрел три ситуации на которые не будет распространятся будущий закон:
1. театральных или цирковых представлений, если они проводят мероприятия на объектах, право собственности, владения или пользования которыми принадлежит театральной или цирковой организации
2. На все мероприятия, если площадь объекта (клуб, кафе, земельный участок и т.п.) не превышает 400м2
3. На физических лиц при проведении самостоятельных выступлений без реализации входных билетов или документов, их заменяющих.

Если по двум пунктам все ясно, то третий пункт дает массу возможностей, так как официального толкования не будет в ближайшие 3-4 года с момента его действия.

Важное пояснение: любые комментарии к законам и кодексам не имеют статуса официального толкования. В данном случае я имею ввиду постановления Пленума Верховного суда, который обобщает судебную практику и говорит нижестоящим судам как поступать в той или иной ситуации.

Группа физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей, например, диджеи или артисты, могут организовывать мероприятия на любых площадках вне зависимости от квадратных метров. В указанном пункте не указано, вправе ли они быть организаторами одновременно или условие касается только одного. Соответственно, привлечь к ответственности за нарушения будущего закона этих лиц нельзя.

Оплата и организационный сбор

Вторая часть третьего пункта предусматривает императивное условие «без реализации входных билетов или документов, их заменяющих». Возникает вопрос о законности «организационного сбора».
По своему смыслу, законодатель подразумевает документ, который находится у зрителя, по которому он может пройти на мероприятия. При этом, закон не запрещает вам, по собственной инициативе, ограничивать круг лиц, которые будут допущены до мероприятия.

Следовательно, организационный сбор, который платится участниками, не может признан билетом на вход, если пользовательское соглашение при оплате (который покупатель естественно прочитает и согласиться) определяет, что «организационный сбор» не является билетом на вход или его заменителем. Как вариант, проход «по спискам».

Можно ли считать организатором каждого, кто оплатит организационный сбор?

Ответ дает сам законопроект:

организатор зрелищно-развлекательного мероприятия – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющий деятельность по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий;

Так как плательщик является физическим лицом, то данный пункт на него не распространяется.

СРО по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий

Статья 8 рассматриваемого законопроекта прямо запрещает администрации объекта (клуба, кафе, земельного участка и т.п.) заключать договоры с организаторами, которые не имеют членства в саморегулируемой организации. Данное правило распространяется и на заказчиков по государственным контрактам.
Вступить в нее могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Стоимость взноса будет определять каждая СРО самостоятельно.

Стоимость вступления

На данный момент, ни одной СРО в сфере развлекательных мероприятий не зарегистрировано, однако можно посмотреть по аналогии.

Так, в СРО по проектированию, средний внос составляет 150 000 рублей, а по строительству 350 тысяч рублей. Если сопоставить оборот трех сфер деятельности, то скорее всего, вступление в СРО по развлекательным мероприятиям будет в размере 30 000 – 50 000 рублей. Все будет зависеть от размера компенсационного фонда. В строительстве он варьируется от 500 млн. до 1 млрд. рублей.
В строительстве и проектировании так же есть несколько компаний, которые предоставляют членство за 60 000 рублей.

Создание СРО в сфере развлекательных мероприятий

Чтобы создать собственное СРО, нужно объединить не менее 50-ти организаторов. Компания должна быть некоммерческая, при этом не стоит понимать это буквально. Такие фирмы имеют право получать доход для своих нужд, например, для предупреждения нарушений, для оплаты офисов, зарплаты сотрудников, поездок и так далее.

Планируемые изменения ко второму чтению

Комитет Государственной думы по культуре, в своем письме от 3 декабря 2015 года, просит рассмотреть возможность физическим лицам, без вступления в СРО, организовывать мероприятия с продажей входных билетов, но, например, с обязательным страхованием гражданской ответственности.

В том же письме, комитет призывает к дополнительному обсуждению статей по ответственности, например, должны ли они возмещать вред, который был причинен зрителю во время проведения зрелищно-развлекательного мероприятия другим лицом, в том числе в случае отсутствия в какой-либо степени вины организатора зрелищно-развлекательного мероприятия в произошедшем.

Так же ведомство недовольно тем, что законопроект обязывает государственные и муниципальные учреждения заключать контракты только с теми, кто имеет членство в СРО. Данная формулировка прямо противоречит ФЗ «О контрактной системе».

Не обошли стороной и понятие площади объекта:

Терминология, используемая в тексте законопроекта, нуждается в тщательной доработке. К примеру, не ясно, что подразумевается под словосочетанием «площадь объекта проведения зрелищно-развлекательного мероприятия».

Будет ли данный термин включать в себя только концертный зал и сцену или под этим словосочетанием подразумевается вся площадь здания, в котором проходит зрелищно-развлекательное мероприятие, включая гримерные, гардероб, буфет и т.д. Следует определить границы объекта, если концерт или фестиваль проходит на открытой городской площадке.

В целом комитет поддерживает законопроект, но при условии его существенного изменения во втором чтении.

Вступление в силу

Несмотря на то, что инициаторы предлагали, что закон вступит 01 января 2016 года, очевидно, что до окончания осенне-весенней сессии Государственной думы его не успеют принять в третьем чтении.
Скорее всего, если он буде принят и одобрен Советом Федерации, начало его деятельности перенесут на 2017 год.











Некоторые результаты наших судебных дел

(в подавляющем большинстве дел мы успешно защищаем интересы ответчиков)





Обычно нам просто звонят, озвучивают ситуацию — мы предлагаем решение



Короткий, но полезный тест

Можно ли не платить зарплату генеральному директору? Какие условия в договоре законны, а какие будут признаны судом недействительными?

Мы составили небольшой тест из 10 вопросов, которые помогут вам в дальнейшей деятельности, если ответов на них вы не знали

Начать тест




[dwqa-list-questions]




Заметки на полях

Если брак расторгнут — супруг теряет право проживать в квартире
В 2013 году супруги развелись, но муж остался жить в доме, сохраняя хорошие отношения с теперь уже бывшей женой и ребенком – по его словам, продолжалось это до тех пор, пока у нее якобы не появился другой мужчина. После этого его попросили съехать. Однако выписываться и выселяться бывший муж отказался
4 месяца назад
Алексей Лобанов


Реорганизация ЗАО в ООО в 2017 году
Несмотря на то, что с 1 сентября 2014 года действует нормы, так называемой «упрощенной» реорганизации ЗАО, на сегодняшний день, в связи с последними изменениями, от общей процедуры отличает только необязательной публикацией в Вестнике государственной регистрации. Все остальное как и раньше – с уведомлением налогового органа и выжиданием трехмесячного срока
6 месяцев назад
Алексей Лобанов

Оспаривание (снижение) кадастровой стоимости земельного участка или здания в 2017 году
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается, в основном, для целей налогообложения. В связи с этим, в последние годы очень много дел связанных с оспариванием такой стоимости, так как государственная кадастровая оценка не всегда показывает рыночную стоимость
8 месяцев назад
Дмитрий Колесников



Юрист    +7 812 903-17-16